Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №21
Кировский район г.Уфы, ул. Худайбердина,15

Вернуться на главную страницу Лицея №21

ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

 

 

Создание условий перехода к системе непрерывного образования школа-суз

 

 Основная идея программы развития лицея заключается в создании адаптивного образовательного пространства, в котором смогли бы развивать свои способности все школьники: от высокомотивированных до нуждающихся в педагогической поддержке и коррекции, где были бы созданы комфортные условия для формирования физически здоровой, духовно богатой, интеллектуально развитой личности, способной жить, саморазвиваться, самореализовываться в новой социокультурной среде. В основу был положен приоритет личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании, который предполагает изменение традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом становится личность ребенка. Миссия школы заключалась в создании благоприятной образовательной среды для реализации личностного потенциала учителя и ученика, подготовки к профессиональному самоопределению и успешной социальной адаптации учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач: 1. Обеспечение возможности получения качественного основного и общего (полного) среднего образования в соответствии с индивидуальными возможностями личности. 2. Расширение образовательного пространства: внедрение в образование современных компьютерных технологий. 3. Создание условий для ранней социализации и профилизации личности с целью адаптации к новым экономическим условиям. 4. Постоянный мониторинг деятельности на основе рефлексии. В соответствии с концепцией Модернизации образовательного процесса в 2003 г. насущной стала проблема профильного образования. Требовалось создать учащимся такие условия, при которых с минимальными потерями времени и сил осуществлялась бы максимальная подготовка учащихся лицея к осознанному выбору профессии. Изучив материалы по предпрофильной подготовке, администрация лицея №21 решила ознакомиться с материалами на практике. С этой целью была предпринята поездка в Республику Татарстан (г. Зеленодольск). Привезённые материалы, дискеты, программы послужили основой, на которой было решено выстроить собственную модель профильной школы. В январе 2004 г. на базе лицея был проведён педагогический совет, на котором в форме деловой игры учителям лицея была объяснена модель профильной школы и намечены пути её реализации. В игры были опытным путём обозначены основные профильные и элективные курсы по МО. Теперь предстояло определить степень мотивированности и карту интересов учащихся 8-9 классов. Были продиагностированы учащиеся, родители и учителя данных параллелей. Исследование нашло своё выражение в диаграммах, наглядно демонстрирующих интерес учащихся к обучению в колледжах, училищах и вузах. Далее следовало решить ещё две немаловажные задачи: -ресурсные центры профильного обучения не должны быть сильно удалены от школы; -необходимо было вместе с запросами учащихся учитывать и реальные возможности школы. Первое профильное направление, технологическое, было подсказано практикой жизни лицея: около пяти лет в стенах лицея работает кружок «Дизайн одежды» под руководством учителя высшей категории Поповой Т.Л. Более 50 моделей насчитывает коллекция, сшитая руками детей. Интересна коллекция не только разнообразием стилей, но и нетрадиционностью использования материала для работы: наряду с обычными тканями использованы упаковочные материалы, сетки для овощей и отходы производства хлопчато-бумажного комбината. Когда администрация лицея подписывала договор с Уфимским колледжем технологии и дизайна одежды (далее УКТиДО) о создании и плане работы в 10-ом технологическом классе, было выявлено второе направление этого профиля: группа учащихся этого класса при желании могла получить профессию «секретаря-делопроизводителя». Если учесть тот факт, что по карте интересов знание компьютерного дела занимало 1-3 позицию, то администрация лицея сочла нужным совмещение этих двух профилей в одном направлении. Второе профильное направление, финансово-экономическое, тоже было рождено практикой. С 1999 г. в лицее существуют экономические классы, где, наряду с увеличением часов по математике, с 5 по 11 класс читались спецкурсы «Бизнес-английский» и «Экономика». Поэтому без труда был скомплектован экономический класс, получающий дополнительное образование на базе Уфимского финансово-экономического колледжа ( далее УФЭК). Конечно, путь к этим профилям не был столь быстр и лёгок. В конце 2003-2004 учебного года были проведены родительские собрания с приглашением заместителей директоров колледжей УФЭК и УКТиДО. Приём в 10-ые профильные классы осуществлялся на основе договоров и строго по желанию учащихся. Каждый из них знает о результатах успешного окончания двухгодичных курсов: по завершении обучения слушатели УФЭКа получают свидетельство «Бухгалтер малого предприятия» с правом вести документацию и на рейтинговой основе без экзаменов зачисляются на 3 курс указанного колледжа, а учащиеся УКТиДО получают 12 бюджетных мест обучения в колледже с правом по окончании быть зачисленными на третий курс смежной специальности в УГИСе. В 2005-2006 г. был осуществлён первый выпуск профильных классов. Тот факт, что 75% выпускников ( 18 человек из 24 ) финансово-экономического класса продолжили обучение в УФЭКе, а 54%( 13 человек из 23) технологического класса - в УКТиДО, говорит о положительном результате проделанной работы. В 2006-2007 году был осуществлён 2-ой выпуск профильных классов. 23 учащихся продолжили обучение по своему профилю. Работу по предпрофильной подготовке лицей начал ещё в 2004 году , приняв участие в работе районной комиссии, которая определила гнездовой принцип распределения профилей. В это время ориентировочно был составлен план по предпрофильной подготовке. В связи с тем, что в 2005 – 2006 году в лицее обучался только 1 девятый класс в составе 15 человек, организацию предпрофильной подготовки было решено осуществить в 2006 – 2007 учебном году. Часы для осуществления были взяты из 2 часов, предназначенных для факультативных занятий (лицей № 21 работает по плану Е для инновационных заведений). Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется психологом школы и социальным педагогом. Информационной работой с родителями учащихся занимаются зам. директора по НМР Алябина Н.Ю. и классные руководители 9-х классов. На конец 2005 – 2006 года с родителями учащихся 8-х классов были проведены индивидуальные беседы, общие собрания, проведено анкетирование учащихся с целью выявления запросов на курсы в 9-м классе. На конец учебного года был составлен перечень курсов по выбору, с которым были ознакомлены и учащиеся, и родители 8-х классов. В начале 2006 – 2007 года после утверждения учебного плана был составлен перечень вводимых курсов по выбору. Общий объем каждого курса не превышает 8 – 16 часов. Частотность курса – 1 раз в неделю. Ученики 9 класса выбирают 2 курса на неделю и посещают их в течение запланированного времени. В связи с тем, что некоторые курсы востребованы в большей мере, другие - в меньшей, составлен график чтения этих курсов. Например, курс «Эстетика внешнего вида» запланирован с периодичностью раз в 3 месяца. Ведется также определенная работа по созданию портфолио учащихся, где будут собираться, суммироваться, отмечаться все достижения, победы и участия девятиклассников в учебно-воспитательном процессе. Ниже (см. в приложениях 1 - 3) приведены примеры 3 курсов по выбору для учащихся 9 класса. Общая тематика курсов по выбору не содержит ориентации на какую-то определенную предметную область. Лицей № 21 видит свою задачу в предоставлении возможности выбора и более широкого знакомства с действительностью. Каждый курс по выбору на выходе включает в себя либо творческую работу, либо защиту проекта, либо тестирование на усвоение темы.

  Директор лицея Елена Вячеславовна Короткова.

 

Информатизация УВП в 2007-2008 учебном году

 

 В лицее №21 продолжается планомерная работа по внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

  В лицее имеется два компьютерных кабинета, 30 компьютеров, три принтера, 2 сканера и 2 цифровые фотокамеры. Ведется работа по пополнению школьной медиатеки для учителей и учащихся. Выход в Интернет организован в кабинете №35. Работает локальная сеть, объединяющая 12 компьютеров. Одновременно можно выйти в сеть Интернет с 12 рабочих мест. Учителя лицея и учащиеся могут в урочное и внеурочное время с 8.00 до 18.00 получить необходимую информацию из сети Интернет для учебы и работы.

  В 2007-2008 учебном году продолжается работа по проектной деятельности учащихся на разных учебных предметах, так учителя химии (Файфер Л.П.), биологии (Гатауллина А.Р., Юрина Т.В.), истории (Андреева Л.М.), родного языка(татарского) и литературы (Гильфанова Э.Ф.), башкирского языка и литературы (Азаматова Л.Х., Шарипова А.М.) активно в сотрудничестве с учителем информатики проводят уроки с применением компьютерных проектов, подготовленными по определенным разделам и темам. Учитель начальных классов Вильданова С.Г. на уроках русского языка, чтения, математики и природоведения применяет компьютерные презентации и образовательные компьютерные программы. Активно применяют возможности интерактивной доски учителя Вильданова С.Г., Муслимова З.Ю., Юрина Т.В., Гатауллина А.Р., Гильфанова Э.Ф. Учителя башкирского языка и литературы - Шарипова А.М. и Азаматова Л.Х проводят уроки в компьютерных классах, учащиеся изучают башкирский язык с помощью электронного учебника.

 Ежегодно работы учащихся участвуют в конкурсе работ по информационным технологиям (КРИТ). В 2007-2008 учебном году победителями районного этапа конкурса стали Насыров Р. (3 место) в номинации "Учиться с компьютером" под руководством Гильфановой Э.Б., творческая группа учащихся Интернет газеты (1 место) и Ларкина В., Кемер С., Бикчурин Т. (1 место) в номинации "Компьютерный художник" под руководством Бухаровой Е.П.

  Для использования ИТ в управлении школой применяется программа «АРМ Директор». Автоматизированы рабочие места директора лицея №21, завуча по ИТ, секретаря, завуча по ВР, социального педагога, библиотекаря. Учителя и учащиеся имеют постоянный доступ к компьютеру, сканеру, копировальному аппарату, которые установлены в творческой лаборатории.

 В настоящее время с огромным интересом учителя-предметники осваивают возможности интерактивной доски InterWrite, которая установлена в медиа-зале. Медиа-зал оборудован также видеомагнитофоном, DVD-плеером. В медиа-зале проводятся содержательные уроки, презентации, конкурсы, педсоветы, встречи и другие коллективные мероприятия.

  Ведется активная работа по созданию и развитию школьных периодических изданий: в 2007-2008 учебном году запущены издательские проекты "Лицейский пророк" (литературно-информационный бюллетень, рук. Балыкина О.И.), "З@грузка" (новости Интернет и IT, рук. Бухарова Е.П.), "Цветок Курая" (общественно-информационное издание ученического самоуправления, рук. Гатауллина А.Р., Бухарова Е.П., Гильфанова Э.Ф.). Разрабатываются и другие проекты, например, в разработке приложение "Поколение NEXT" (Молодежная субкультура) к газете "Цветок Курая" и "МУРАВЬИШКА"(информационно-познавательная газета "Муравейного братства" в Уфе, рук. Алябина Н.Ю., Бухарова Е.П.).

  Заместитель директора по УВР (ИТ) Басырова Гульнара Рауфовна.

 

 

Опыт работы ШМО начального звена обучения в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов 2009-2011г.

 

 Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения.

  Развитие личности, активности, самостоятельности и инициативности ученика- это одна из главных задач обучения. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы образования. Рассматривая вопросы по активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения качества знаний в начальной школе, учителя начальной школы изучают новые подходы в развитии критичности мышления учащихся, стандарты второго поколения и опыт работы педагогов.

  В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую называют “информационной эпохой”. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности учителя используют на уроках компьютер. Внедрение компьютеров перспективно, так как: повышает эффективность проведения урока, организует режим индивидуального опроса, усиливает интерес учащихся к уроку. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств и раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; при этом обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учащиеся начальной школы под руководством педагогов участвуют в дистанционных викторинах, олимпиадах, конкурсах, выставках которые предлагает интернет. С помощью электронных учебников, дети изучают башкирский язык. Одним из серьезных факторов, способствующих вовлечению учащихся в процесс накопления знаний, является участие в научной практической конференции, на которой ребята защищают свои проекты, исследовательские работы. Предметные недели позволяют учащимся выполнять работы коллективно и индивидуально, проявлять смекалку и развивать интерес к предмету. Учащиеся посещают в школе кружки и секции дополнительного образования. В начальной школе большое внимание уделяется организации внеклассной работы. Проводятся викторины, конкурсы, соревнования, выставки, театрализованные представления, экскурсии, которые способствуют углублению знаний учащихся, воспитывают познавательный интерес, развивают коммуникативные умения, формируют необходимые компетенции, а также приносят огромную радость и море впечатлений младшим школьникам.

 Одним из показателей эффективности воспитательной системы, является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа». На родительских собраниях рассматриваем теоретические проблемные вопросы, предлагаем анкеты и тесты, даем советы в виде памятки, просматриваем презентации. Учителя начальной школы в своей работе стремятся к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

 

  Руководитель ШМО начальных классов МБОУ Лицей №21Вильданова Светлана Григорьевна

 

 

Hosted by uCoz